Традиционный вопрос, который задают по поводу философии: зачем она нужна? Философы не пекут хлеб, не продают автомобили и не подносят напитки в барах — какая от них польза? И следующий из него — что такое философия?

Обращение к греческим корням, перевод как "любовь к мудрости", сентенции о поиске истины не добавляют понимания, так как тут же возникает вопрос Понтия Пилата — что есть истина?..

Чтобы понять, зачем нужна философская рефлексия, нужно осознать, какой смысл мы вкладываем, говоря о пользе или бесполезности чего-либо.

Философия не делает хлеб, но точно так же его не делает архитектура, музыка, живопись, история или литература. Мы занимаемся философскими размышлениями ради их самих, они нужны нам, чтобы понять себя.

Кроме того, в конечном итоге, мы получаем полноценную отдачу от этих занятий в смысле удовольствия.

Если кому-то эта причина покажется недостаточной для существования философии, то стоит подумать о том, что сама рефлексия неразрывно связана с практикой. Она позволяет нам прояснить понимание тех категорий, которые мы используем в повседневной жизни, таких, как истина, справедливость или свобода.

Если же и этот тезис кажется неубедительным, то необходимо вспомнить поразительную способность людей воспринимать и использовать чужие идеи, как свои.

Как правило, мы готовы поверить, что наше понимание знания, веры, политики лучше, чем какие-либо другие, что наши права важнее, чем права представителей других сообществ, что наши интересы требуют превентивного удара по другим...

Рефлексия позволяет нам окинуть ситуацию незамутнённым взглядом со стороны, трезво оценить используемые концепции и вкладываемый в них смысл.

Философия — это умение ясно мыслить. Вне рамок и правил конкретной области человеческой деятельности, будь то физика, богословие или этика.

Наши идеи и концепции можно сравнить с фильтрами, через который мы воспринимаем мир. В философии сами фильтры являются предметом изучения.

Критерием успеха является то, насколько удачно мы можем найти взаимопонимание, когда появляется расхождение во взглядах.

Если эта формулировка кажется чересчур расплывчатой, то нужно сказать следующее. В дискуссии мы обмениваемся аргументами, пытаясь убедить оппонента в своей правоте.

Истинность аргументов сводится к истинности начальных предпосылок, а также правил, по которым делают выводы.

Главным камнем преткновения в процессе убеждения оказываются именно начальные предпосылки, истинность которых кажется нам очевидной.

Расхождение в наборах таких аксиом, а также разный смысл, вкладываемый нами в основные понятия мироздания, и приводит к многовековому спору об истине.

Человек, который верит в Бога, по ряду вопросов не в состоянии найти взаимопонимание с человеком, который не использует ту же гипотезу.

Одно и то же явление будет рассматриваться одним из них как чудодейственное мироточение, а другим — как банальная перегонка лампадного масла.

Соответственно, и использоваться в доказательствах данное явление будет в качестве аргумента в пользу принципиально разных утверждений. Отсюда вытекает другой вариант ответа на поставленный в начале статьи вопрос.

Философия — это размышления о коренных концепциях познания, о природе самой истины. Способность определить источник расхождения в оценках релевантности тех или иных утверждений, непредвзято посмотреть на принятие решения о том, насколько соответствует теория реальности, необходима для философа.

При таком общем взгляде естественно, что приходится оперировать неоднозначными выражениями, проводить доказательство на уровне примеров и аналогий.

Задача философов — найти решение той или иной проблемы, учитывая эту неоднозначность, принимая во внимание разное понимание фундаментальных понятий мироздания.

Наиболее общо это можно выразить двумя задачами: что есть в мире, и что нам нужно с этим делать.

Более узким пониманием философии является её рассмотрение в контексте лингвистического анализа и рациональной реконструкции языка.

Частными задачами тут называются избавление от бессмыслицы, прояснение мысли, рассмотрение разумности аргументов.

Бертран Рассел в своей работе "The Value of Philosophy" ("Ценность философии") писал, что философия — это вопросы, на которые пока нет определённого ответа.

Действительно, философские рассуждения затрагивают темы, актуальные во все времена и для всех цивилизаций.

Разные ответы, даваемые на один и тот же вопрос в разные эпохи, и служат подтверждением слов Рассела.

Переоценка понимания таких категорий, как истина, существование и реальность, обязательно послужит причиной изменения "правильных" воззрений и на менее глобальные проблемы.

Рабство искоренено в современном мире, но в античности было нормой. Существование Бога было абсолютной истиной в средневековой Европе и нонсенсом в Советском Союзе.

Соответственно, всё многообразие задач, которые ставит перед нами повседневная жизнь, решалось на основании диаметрально противоположных предпосылок.
Круг философских проблем чрезвычайно широк. Тройкой главнейших вопросов философии называют Бога, Свободу и Бессмертие.

Можно упомянуть и другие темы, относящиеся к естественным наукам, религии, психологии, этике, лингвистике, искусству, политологии.

Среди наиболее важных вопросов — справедливость (главным образом, распределение благ и наказание), свобода воли, смысл жизни.

Это не значит, однако, что философию можно свести к соответствующей частной дисциплине: как уже отмечалось, философский подход отличает ширина и глубина рассмотрения, которые теряются в специализированных рамках, изучение фундаментальной структуры реальности в целом.

Кроме того, есть и особые философские разделы, такие, как эпистемология, онтология или метафизика. Особо стоит отметить разделение мира на "Я" и "не-Я" с последующим анализом взаимодействия этих частей.

Идентичность и изменчивость, необходимость и возможность, причинность и условность, пространство и время, универсалии и частности, действия и события — все эти метафизические концепции используются нами в повседневном опыте, как аксиомы.

Однако смысл в них при этом вкладывается разный. Философское обсуждение помогает найти оптимальное решение для каждой эпохи, чтобы использовать его в конкретных задачах.

В качестве надёжного способа размышлений философы пользуются конструкциями формальной логики, бритвой Оккама. Наиболее общие методы философского исследования — размышления, эмпирика, воображение, интуиция.

В заключение хотелось бы упомянуть об эссе Томаса Нейгера "Философия и смысл жизни", в котором он рассуждает об абсурде.

Начиная с определения абсурда, как расхождения между претензией или ожиданием, и реальностью на основании неких стандартов серьёзности, значительности или гармонии, Нейгер переходит к осмыслению жизни в большем контексте, где нет стандартов.

Его рецепт — рассмотрение реальности "со стороны", трансцендентное самосознание, приводящее к постоянному внутреннему исследованию, даже если на вопросы в принципе нет однозначных ответов.

Универсальное и не должно иметь однозначного ответа.